15 октября 09 19:33 Казахстан в ОБСЕ/

У КАЗАХСТАНА ЕСТЬ РЕАЛЬНЫЙ ШАНС ПРИДАТЬ НОВЫЙ ИМПУЛЬС КЛЮЧЕВЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБСЕ - РОССИЙСКИЙ ЭКСПЕРТ АЛЕКСЕЙ ВЛАСОВ

         Следующий год будет для Казахстана новым этапом, испытанием способности страны представить мировому сообществу собственные идеи и подходы в сфере дальнейшего глобального развития. Такой трибуной для Казахстана станет предстоящее председательство республики в ОБСЕ.
            О    том, какие оценки дают ходу подготовки к этому событию иностранные эксперты, в беседе с корреспондентом Казинформа рассказал заместитель декана исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, директор Информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве Алексей Власов.
         - Алексей Викторович, каким видит председательство Казахстана в ОБСЕ в 2010 году российский экспертный круг?
         - На мой взгляд, вопрос председательства Казахстана в ОБСЕ следует рассматривать в двух плоскостях. Первое, это то, что Казахстан, как страна - председатель ОБСЕ и модератор деятельности этой влиятельной авторитетной международной организации, сейчас готовит и будет реализовывать с точки зрения международных проектов. Вторая плоскость - это внутреннее реформирование   на предмет необходимости соответствия тем высоким стандартам демократии, которые Казахстан, не только как страна-председатель, но и как одна из наиболее динамично развивающихся стран на постсоветском пространстве, должна достичь.
         На недавнем совещании, когда Президент РК провел внутренний аудит подготовки различных служб и ведомств к выполнению функций председательства в ОБСЕ, по моему мнению, прозвучали очень важные моменты, связанные с тем, что для страны эти две плоскости существуют неразрывно. Т.е. процесс внутреннего реформирования и процесс более эффективного и высокого уровня позиционирования на международной арене являются взаимосвязанными. И разделять их было бы несправедливо.
         - Какую лепту в деятельность Организации, на ваш взгляд, может внести Казахстан за период председательства в ОБСЕ?
         - Что касается разговоров о том, можно ли за один год что-то реально изменить в деятельности ОБСЕ... А собственно говоря, ведь и Астана и не ставит задачу за этот период разрушить устоявшиеся традиции и построить что-то принципиально новое. Преемственность в Организации, так или иначе, существует, и это понятие никто не отменял. Более того, для самого Казахстана, который, можно добавить, в 2011 году вступает еще и в права страны-председателя в Организацию исламской конференции, - это тоже только один из этапов поиска нового места страны в динамично меняющемся мире.
         Поэтому следует ожидать не кардинальной реформы в ОБСЕ, а скорее, изменения тех направлений, которые совершенно очевидно нуждаются в трансформации. В их числе - более справедливое распределение зон ответственности между тремя корзинами ОБСЕ: безопасность, экономическое и гуманитарное развитие. Мне кажется, Казахстан готов предложить новые форматы для многостороннего диалога по линии экономического сотрудничества и безопасности. Был перекос в деятельности именно по гуманитарной составляющей. Это, конечно, очень важно, но не нужно забывать о том, что существуют еще два названных измерения.
Второй момент - у Казахстана есть готовый формат межэтнического и межконфессионального согласия, который успешно реализуется в стране с момента обретения независимости. Возможно, эту модель толерантности следовало бы предложить в качестве универсального опыта и для европейских государств, которые в настоящее время испытывают серьезные проблемы с ксенофобией, религиозной и национальной нетерпимостью. Я считаю, что нужно изучить вопрос, как казахстанский опыт можно адаптировать к европейским реалиям.
         Третье, очень важное направление - активизация борьбы против исламофобии, христианофобии и иудофобии. Здесь, как я понимаю, будет проведен ряд конференций, «круглых столов» на высоком международном уровне, т.к. это те темы, которые сегодня беспокоят мир. В России позитивно оценивают тот факт, что Казахстан, в котором проживает более 130 национальностей и этносов, может внести свой вклад в оптимизацию этого процесса.
         Есть надежда, что Казахстану удастся вдохнуть какую-то новую жизнь в эти в целом хорошие цели, которые предлагает ОБСЕ. Но сегодня эти модели не учитывают тот факт, что у каждой страны есть некая уникальность в развитии. Нельзя общества мерить по единой линейке и пытаться ограничить их в рамках моделей, созданных по какому-то клише. За год ОБСЕ от шаблонной методологии своих подходов, конечно, не избавится. Но у Казахстана есть реальный шанс придать новый импульс ключевым направлениям деятельности ОБСЕ. И, может быть, начиная с малого, в дальнейшем удаться перейти к чему-то более фундаментальному.
- Какую оценку вы можете дать в целом тем мерам, которые принимаются в РК в преддверии председательства?
         - Я высоко оцениваю шаги, предпринимаемые сегодня в Казахстане. Республика на протяжении последних лет работает в рамках определенных заданных стратегий, и это очень важно, т.к. это моделирование процессов, в том числе в области международной деятельности, всегда лучше, нежели ситуативные реагирования на внешние раздражители.
         Думаю, что это один из тех проектов, к которому Президент РК Нурсултан Назарбаев шел достаточно долго, и мне кажется, для него он очень важен на каком-то личностном уровне. Многие, как я помню, в 2005-2006 годах с сомнением относились к тому, что Казахстан сможет добиться этой цели. Все-таки упорство, воля и стратегическое мышление Президента, на мой взгляд, позволили преодолеть инерционность внутри страны.
         Когда национальный лидер выносит планку на такой высокий уровень, это автоматически означает, что и бюрократический аппарат, и государство в целом начинает двигаться на высшую ступень. Чем выше цель, тем больше понимание того, что Казахстан - это уже не просто страна, которую мало кто знал в начале 90-х годов. Это страна, которая является равноправным и активным субъектом международных отношений. На мой взгляд, в достижении Казахстаном этого высокого места роль и значение Президента страны невозможно переоценить - оно приоритетно.
- Ваше мнение о реализуемой Казахстаном программе «Путь в Европу»?
         - Программа «Путь в Европу» - это еще одно подтверждение того, что любой процесс можно обустроить системно. Здесь надо отдать должное казахстанскому внешнеполитическому ведомству, которое, выполняя установки Главы государства, проделало очень значительную работу в этом направлении.
         Казахстанский путь в Европу - это, на мой взгляд, движение к более высоким стандартам качества жизни. А для любого национального государства, которое прошло трудный транзитный период, мне кажется, это - цель и ясное понимание того, к чему стремится государство: к тому, чтобы каждый житель страны имел качественное образование, медобслуживание, жилье, и мог пользоваться без изъятия всеми демократическими ценностями, являющимися общепризнанными стандартами мировой демократии.
         Все эти позиции прописаны в программе «Путь в Европу». По большей их части   процесс продвигается достаточно успешно. Даже, в общем-то, кризис не оказал отрицательного влияния на эффективность этих действий. Конечно, есть определенные моменты, связанные, допустим, с необходимостью дальнейшей работы по повышению качества жизни. Но ведь понятно, что кризис ударил не только по казахстанской, но и мировой экономике в целом.
         Следует обратить внимание на то, что казахстанский Президент, где бы он ни выступал, всегда говорит о необходимости сохранения социальной стабильности - как фундамента развития государства. А социальная стабильность - это, прежде всего, ориентир на поддержание казахстанского среднего класса - тех людей, которые, собственно, и являются мотором движения общества. И это напрямую связано с программой «Путь в Европу».
         Если задаться вопросом о том, каким казахстанец должен быть через 10-15 лет, то ответ, очевидно, будет таким: образованным, знающим казахский, русский и английский языки, открытым к диалогу с внешним миром, уважающим законы своей страны, но более того - мыслящим свободно и независимо. Самое главное - этот человек будет обладать евразийским менталитетом и одновременно технологически подготовлен как европеец, Путь в Европу означает, что казахстанцы соединят в себе все лучшие черты - традиционные и новации, я думаю, что в этом и есть смысл развития Казахстана по программе «Путь в Европу».
         Добавлю, что некоторые российские эксперты отмечают, что Казахстан движется в Европу вместо России. Это абсурдная точка зрения - республика стремится в Европу вместе с Россией, как и Россия вместе с Казахстаном. У нас одинаковые задачи и цели. И здесь важно, чтобы приоритеты сохранялись, исходя из той традиции, что для России Казахстан является важнейшим партнером и стратегическим союзником на постсоветском пространстве. Ну и точно такие же выводы можно сделать из выступления Президента РК о динамике отношений с РФ.
- Чего ожидает Россия от Казахстана в период его Председательства?
         - Примерно представляя логику действий Президента Казахстана, можно быть уверенным, что он никогда не изберет вариант, при котором Казахстан год «отсидит», ничего не делая. Ясно, что это будет требование ко всем структурам   - работать и предлагать что-то новое. И, скорее, это будет не структурная реформа, а изменение баланса отношений между различными корзинами.
        Сейчас, когда Б.Обама говорит о перезагрузке российско-американских отношений и когда предлагается новая карта по ограничению ядерных вооружений, возможно, здесь Казахстан, как председатель, мог бы сыграть свою позитивную роль и усилить аспект безопасности деятельности ОБСЕ по вопросам нераспространения оружия массового поражения. Во второй корзине - это энергетическое взаимодействие и транспортные коридоры. Как я понимаю, проблемы транспортировки, так или иначе, будут рассматриваться Казахстаном в качестве приоритетных. Сегодня, как известно, РФ борется с фальсификацией истории. Может быть, здесь Казахстан мог сыграть роль как раз той страны, которая могла бы сблизить позиции других государств. В истории одномерных трактовок практически не бывает, а использовать исторические факты как инструмент давления в геополитических играх, наверное, не есть задача ОБСЕ. Здесь, на мой взгляд, страна-председатель могла бы сыграть ключевую роль, чтобы снять эту тему как конфронтационную.
В целом, я считаю, что Казахстан, который находится на стыке между Европой и Азией, будет выступать не как проводник каких-то новых и принципиально неизвестных Европе традиций, ценностных и культурных ориентиров, а на своем примере покажет, каким образом сегодня элементы европейского и азиатского образа жизни можно соединить в одном социуме и этим представить миру евразийскую ценностную систему. Один из ключевых смыслов председательства РК в ОБСЕ - это не только признание заслуг Казахстана в строительстве демократического и конкурентоспособного общества, это, в конечном счете, любопытный эксперимент. И у Казахстана сегодня есть возможность показать Европе, в чем приоритеты и преимущества евразийства заключаются в реальности.
         - Спасибо за беседу.
 
НАРЫМБЕК ИСМАГУЛОВ
 
ИА «КАЗИНФОРМ», 07.09.09.
 

Warning: require_once(/usr/local/apache/www/kz/htdocs/www//a8693344089437452c2aef4c7783910cb1d11f1f/trustlink.php) [function.require-once]: failed to open stream: No such file or directory in /usr/local/apache/www/kz/htdocs/app/views/blocks/footer.phtml on line 17